Транспортная инфраструктура как драйвер развития экономики
Аннотация
В статье исследуется роль транспортной инфраструктуры как ключевого фактора экономического роста на примере различных стран, включая Россию. Авторы анализируют исторический контекст, начиная с идей Дж. М. Кейнса о государственном вмешательстве для стимулирования экономики, и приводят примеры успешных инфраструктурных проектов, таких как план ГОЭЛРО в СССР, «Новый курс» Ф. Рузвельта в США, а также опыт Мексики, Южной Кореи и Ирландии. Особое внимание уделено современному состоянию транспортной инфраструктуры в России, где выявлены значительные отставания по плотности железнодорожных и автомобильных дорог по сравнению с другими странами. На примере Москвы показано, как развитие транспортной системы способствует росту экономики, улучшению качества жизни и снижению издержек. В заключение подчеркивается необходимость стратегического планирования и государственной поддержки инфраструктурных проектов для преодоления текущих экономических вызовов и обеспечения устойчивого развития страны.
Об авторах
О. А. ГришинаРоссия
Гришина Ольга Алексеевна - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник
101000, г. Москва, Потаповский переулок, д. 3, стр. 1
Е. В. Устюжанина
Россия
Устюжанина Елена Владимировна - доктор экономических наук, главный научный
сотрудник, руководитель лаборатории
117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47
Список литературы
1. Lee M. L., Liu B. C., Wang P. Growth and Equity with Endogenous Human Capital: Taiwan’s Economic Miracle Revisited // Southern Economic Journal. — 1994. — Vol. 61, № 2. — P. 349–364.
2. North D. C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — 159 p.
3. Toussaint E. South Korea: The Miracle Unmasked // Economic and Political Weekly. — 2006. — Vol. 41, № 39 (Sep. 30 — Oct. 6). — P. 4159-4165.
4. Аджемоглу Д., Робинсон А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. — М.: АСТ, 2020. — 672 с.
5. Валлерстайн И. После либерализма / пер. с англ. М. М. Гурвица, П. М. Кудюкина, П. В. Феденко; под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 256 с.
6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 2002. — 544 с.
7. Yang D. Recovery from the Great Depression in the United States, Britain and Germany // Seoul Journal of Economics. — 1995. — Vol. 8, № 1. — P. 21–61.
8. Cline H. F. Mexico: Revolution to Evolution, 1940–1960. — Oxford: Oxford University Press, 1962. — 292 p.
9. Gabrielli P. Anni di novità e di grandi cose. Il boom economico fra tradizione e cambiamento. — Bologna: Il Mulino, 2011. — 282 p.
10. Lee H., De Bary T., Ch’oe Y. Sources of Korean Tradition. Vol. 2: From the Sixteenth to the Twentieth Centuries. — New York: Columbia University Press, 2000. — 688 p.
11. Regional Programmes Within the National Development Plan 2000–2006. The Irish Regions Office [Electronic resource]. URL: http://www.iro.ie/EU-NDP-2000–2006.html (accessed: 12.05.2025).
12. Гришина О. А., Гришин А. И., Строганов И. А. Перспективный методический подход к выявлению зон с наибольшим потенциалом для развития велотранспортной инфраструктуры города // Статистика и экономика. — 2022. — Т. 19, № 6. — С. 10–20. — DOI: 10.21686/2500–3925-2022–6–10–20.
13. Корнилова А. Д., Бабенчук К. А. Социально-экономические эффекты от развития транспортной инфраструктуры // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2021. — № 7, ч. 2. — С. 176–183. — DOI: 10.17513/vaael.1796.
14. Митрюкова К. А. Влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие регионов: практическая значимость и научные разногласия // Экономика, предпринимательство и право. — 2023. — Т. 13, № 7. — С. 2399–2412. — DOI: 10.18334/epp.13.7.118352.
15. Титов В. П. Распределение ресурсов транспортной системы: подходы к анализу // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы XXIV Всерос. симп. / под ред. чл.- корр. РАН Г. Б. Клейнера. — М.: ЦЭМИ РАН, 2023. — С. 228–233. — DOI: 10.34706/978-5–8211–0814–2-s1–44. — EDN: TOJXKU.
16. Усова Т. В. Транспортная инфраструктура как фактор развития территорий и связанности экономического пространства // Проблемы развития территорий. — 2021. — Т. 25, № 3. — С. 7–22. — DOI: 10.15838/ptd.2021.3.113.1.
17. Устюжанина Е. В., Устюжанин В. Л. Сети создания стоимости как участники системы индикативного планирования // Креативная экономика. — 2024. — Т. 18, № 10. — С. 2625–2640.
18. Строганов И. А., Гришин А. И. Применение программ комплексного развития территорий и механизма ГЧП при решении проблем социально-экономического развития малых городов и исторических поселений федерального значения // Плехановский научный бюллетень. — 2019. — № 1 (15). — С. 144–157.
19. Магаданская область: проблемы, возможности и перспективы развития: монография / под ред. В. Л. Устюжанина. — М.: РУСАЙНС, 2020. — 176 с.
20. Транспорт в России. 2024: стат. сб. — М.: Росстат, 2024. — 100 с.
21. Таблица площадей территорий стран мира [Электронный ресурс]. — URL: https://infotables.ru/strany-i-goroda/19-tablitsa-ploshchad-territorij-stran-mira (дата обращения: 12.05.2025).
22. 20 стран мира с наибольшей длиной автомобильных дорог [Электронный ресурс]. — URL: https://geographyofrussia.com/20-stran-mira-s-naibolshej-dlinoj-avtomobilnyx-dorog/ дата обращения: 16.06.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Гришина О.А., Устюжанина Е.В. Транспортная инфраструктура как драйвер развития экономики. Московский транспорт. Наука и проектирование. 2025;(3):75-82.
For citation:
Grishina O.A., Ustyuzhanina E.V. Transport Infrastructure As A Driver Of Economic Development. Moscow Transport. Science and Designn. 2025;(3):75-82. (In Russ.)