Оценка восприятия стоимостной доступности общественного транспорта города Москвы в 2025 году
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы оценки восприятия стоимостной доступности пассажирами общественного транспорта г. Москвы. Оценка проводится на основе метода оценки ценовой чувствительности (PSM-метода) и модели воспринимаемой эластичности спроса на транспортные услуги (ВЭС-модели), построенных на основе онлайн опроса 1502 респондентов. Анализ проводился для билета «Кошелек» по карте «Тройка» на одну поездку. В результате было установлено, что диапазон приемлемой цены составил 63-95 руб. Текущий тариф в 63 руб. считают приемлемым 82% респондентов. ВЭС-модель позволила оценить изменения в воспринимаемой ценовой доступности общественного транспорта в г. Москве в результате повышения тарифа с 61 до 63 рублей. Оценка показала снижение воспринимаемой стоимостной доступность общественного транспорта на 4% среди пассажиров, часто использующих общественный транспорт (6 раз в неделю и чаще).
Об авторах
А. В. ЛукинаРоссия
Лукина Анастасия Владимировна - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга РУДН им. Патриса Лумумбы.
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
С. В. Мхитарян
Россия
Мхитарян Сергей Владимирович - доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга РУДН им. Патриса Лумумбы; профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Р. Р. Сидорчук
Россия
Сидорчук Роман Роальдович - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга РУДН им. Патриса Лумумбы; профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Utami C. P., Avianti W. Service Quality and Price Perception Increase Indrive Customer Satisfaction. Innovation Business Management and Accounting Journal. 2024 Aug 14;3(3):391—8
2. Akhrases A., Moslem S., Duleba S., Evaluating Passenger Demand for Development of the Urban Transport System by an AHP Model with the Real-World Application of Amman //Appl. Sci.— 2019.— 9 (22).— 4759. URL: https://doi.org/10.3390/app9224759
3. Isaac Oyeyemi Olayode, Bo Du, Alessandro Severino, Tiziana Campisi, Frimpong Justice Alex. Systematic literature review on the applications, impacts, and public perceptions of autonomous vehicles in road transportation system // Journal of Traffic and Transportation Engineering (English Edition). — Volume 10. — Issue 6.— 2023.— pp. 1037-1060, https://doi.org/10.1016/j.jtte.2023.07.006,3
4. Rocha, Hudyeron, Manuel Filgueiras, Jose Pedro Tavares, and Sara Ferreira. 2023. Public Transport Usage and Perceived Service Quality in a Large Metropolitan Area // Sustainability. — 2023. — 15. № 7.—p. 6287. https://doi.org/10.3390/su15076287
5. Lukina A. V., Sidorchuk R. R., Mkhitaryan S. V., Skorobogatykh I. I. and Musatova Z. B., 2023. A new combined model for assessing the perceived accessibility of public transport by consumers in the megapolis //Emerg Sci J.—7(6).—pp. 2239-2259
6. Zhang J., Yan X., An M., Sun L. The Impact of Beijing Subway's New Fare Policy on Riders' Attitude, Travel Pattern and Demand // Sustainability—2017.— 9.—p. 689. URL: https://doi.org/10.3390/su9050689
7. Brechan I. Effect of Price Reduction and Increased Service Frequency on Public Transport Travel // Journal of Public Transportation.— 2017.— 20 (1).—p. 139-156. URL: DOI: https://doi.org/10.5038/2375-0901.20.1.8
8. Официальный сайт Мосгортранс. Раздел тарифы и билеты. — Режим доступа: https://www.mosgortrans.ru/passenger/fares/ (дата обращения: 12.02.2025), свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
9. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности: учебник / под общ. ред. И. И. Скоробогатых, Р. Р. Сидорчука, С. Н. Андреева. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — С. 589.— (Высшее образование).— DOI 10.12737/1003504.— ISBN978-5-16- 019085-3. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/2084406 (дата обращения: 06.03.2025). — Режим доступа: по подписке.
10. Мхитарян С. В. Методика оценки ценовой доступности общественного транспорта / С. В. Мхитарян // Маркетинг в новой реальности: монография / под ред. В. В. Никишкина.— Москва: Инфра-М, 2024. — С. 382-393.— 618 с. — ISBN978-5-466-07821-3.
11. Мхитарян С. В. Анализ и моделирование воспринимаемой эластичности спроса на услуги общественного транспорта в мегаполисе / С. В. Мхитарян // Многомерный статистический анализ, эконометрика и моделирование реальных процессов: тезисы докладов XI-й международной конференции / Часть 1: Пленарные доклады. Секция 1. Многомерный статистический анализ и эконометрика / под ред. В. Л. Макарова.— Москва: ЦЭМИ РАН, 2024. — С. 91-93.— 143 с. — DOI: 10.33276/978-5-8211-0827-2.
12. Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований, изучения общественного мнения и анализа данных. / Европейское общество по изучению общественного мнения и маркетингу (ESOMAR). [Электронный ресурс]. — 2023.— URL: https://esomar.org/uploads/attachments/ckqtgf5ux01l9kjtrrv6ovzlx-iccesomar-code-russian.pdf (дата обращения 25.02.2023)
Рецензия
Для цитирования:
Лукина А.В., Мхитарян С.В., Сидорчук Р.Р. Оценка восприятия стоимостной доступности общественного транспорта города Москвы в 2025 году. Московский транспорт. Наука и проектирование. 2025;(2):98-106.
For citation:
Lukina A.V., Mkhitaryan S.V., Sidorchuk R.R. Assessment of Public Transport Affordability Perception in Moscow in 2025. Moscow Transport. Science and Designn. 2025;(2):98-106. (In Russ.)